Астролог Елена Радуга
Понедельник, 25.09.2017, 14:35
Категории раздела
Мои статьи [44]
Чужие статьи [12]
Наш опрос
Кто Вы по знаку Зодиака?
Всего ответов: 133
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Астрология профессионально
    Главная » Статьи » Чужие статьи

    Средневековая астрология

    Я же поставил перед собой цель коснуться крайне малоизученного аспекта данной проблематики – упоминания аномальных и квазианомальных явлений 7-8 вв. в английских хрониках Раннего Средневековья, касательно только 5-10 вв. Подобного вопроса почти не касался взгляд исследователя-историка. Я не предполагаю в этой статье заниматься толкованием (истолковываю лишь то, что кажется мне возможным истолковать естественнонаучным методом) происхождения и объяснением описываемых явлений. Нет, меня интересует сам момент возможности пересечения хроник и, таким образом, подтверждения реального наличия того или иного события на нити времен. Если событие действительно произошло, то его можно изучать. Этим вопросом, я полагаю, следует задаваться. Но, все же, данная работа направлена лишь на узкий круг акцентов данной проблематики. Пока, по крайней мере.

    Безусловно, хроник множество. Но не все из них достаточно ярко вычленяют интересующие нас  моменты. Я постарался подобрать несколько наиболее подходящих, на мой взгляд: "История” Беды, "Продолжатель Беды”, "Анналы Камбрии” и "Англосаксонская Хроника”, - представив их в переводах известных специалистов и плодах своих скромных попыток. И хотя все упомянутые источники довольно хорошо известны определенному кругу ученых, на "аномальный” аспект внимания обращают не так уж часто. Очевидно, что множество бесценных источников не дошло до нашего времени, и представленного материала крайне мало. Поэтому я делаю выводы лишь по нескольким описываемым событиям. И то, что я представляю в данной статье – мои собственные наработки.

    Беда Достопочтенный в четвертой книге "Церковной истории английского народа" (Ecclesiastical History of the English Nation[1]) нередко упоминает весьма интересные события, связанные с проявлением неких сверхъестественных сил. Думаю, нет смысла перечислять все подобные упоминания. Мы остановимся лишь на тех, что по хронологическим рамкам подпадают под сформулированную тему исследования и попросту довольно удачно описаны.

    Итак, первым делом наше внимание привлекает год 664 от Р.Х. Под этой датой Беда описывает следующие события:

    ...This man, before he was made bishop, had built two famous monasteries, the one for himself, and the other for his sister Ethelberga, and established them both in regular discipline of the best kind. That for himself was in the bounty of Surrey, by the river Thames, at a place called Ceortesei, that is, the Island of Ceorot; that for his sister in the province of the East Saxons, at the place called Bercingum, wherein she might be a mother and nurse of devout women. Being put into the government of that monastery, she behaved herself in all respects as became the sister of such a brother, living herself regularly, and piously, and orderly, providing for those under her, as was also manifested by heavenly miracles[2].

    ...Сей муж до назначения епископом построил два известных монастыря: один - для себя, а другой - для своей сестры Этельберги; и установил в обоих монашеские порядки наилучшего вида. Тот, что был построен для него, находился в Суррее, на реке Темзе, в месте именуемом Кеортезей, сиречь Остров Кеорота; тот, что для его сестры, - на землях восточных саксов, в месте под названием Беркингам, там, где она могла бы быть матерью и настоятельницей для набожных женщин. Будучи поставленной управлять тем монастырем, она вела себя почтительно во всем, когда стала сестрой такового брата, соблюдая заветы праведности, и благочестия, и послушания, наставляя и других поступать так же, когда также была осенена небесным знамением[3].

    Из данного фрагмента явствует, что информация о небесном знамении (дословно – небесном чуде) следует непосредственно за обычной исторической справкой. Это, очевидно, говорит о том, что подобное отношение к явлениям такого рода у Беды как историка Раннего Средневековья и деятеля церкви являет собой пример принятия его как данности, равно историческим реалиям. Подобный синкретизм, впрочем, не мешает ему описать следующий эпизод из жизни вышеупомянутого монастыря в Беркингаме за 676 год:

    ...For one night, when the morning psalm was ended, and those servants of Christ were gone out of their oratory to the tombs of the brothers who had departed this life before them, and were singing the usual praises to our Lord, on a sudden a light from heaven, like a great sheet, came down upon them all, and struck them with so much terror, that they, in consternation, left off singing. But that resplendent light, which seemed to exceed the sun at noonday, soon after rising from that place, removed to the south side of the monastery, that is, to the westward of the oratory, and having continued there some time, and covered those parts in the sight of them all, withdrew itself up again to heaven, leaving conviction in the minds of all, that the same light, which was to lead or to receive the souls of those servants of God into heaven, was intended to show the place in which their bodies were to rest, and await the day of the resurrection. This light was so great, that one of the eldest of the brothers, who at the same time was in their oratory with another younger than himself, related in the morning, that the rays of light which came in at the crannies of the doors and windows, seemed to exceed the utmost brightness of daylight itself[4]. 

    ...Однажды ночью, когда заутреня прозвучала, а те слуги Христовы должны были покинуть молельню и направиться к могилам братьев, раньше них ушедших из жизни, и пропеть привычную хвалу Господу нашему; как вдруг на них сошел свет с небес, подобный широкой пелене, и внушил им столь сильный страх, что они в испуге прервали пение. Но этот потрясающий свет, казавшийся ярче полуденного солнца, вскоре после появления переместился на южную сторону монастыря, так что оказался к западу от молельни, и продолжая оставаться там некоторое время, скрыл от их глаз ту территорию, поднялся вновь в небо, оставляя уверенность в их умах, что подобный свет, должный отвести или доставить души тех рабов Божьих на небеса, не иначе собирался показать место, в котором их тела будут погребены в ожидании дня воскрешения. Этот свет был столь велик, что один из старших братьев, бывший в то время в молельне с другими братьями помоложе его, рассказал утром, что луч света, проникший сквозь дверные и оконные щели, казалось, превышал предельную яркость дневного света[5].

    Как пишет Беда: "In this monastery many miracles were wrought, which have been committed to writing by manу, from those who knew them, that their memory might be preserved, and following generations edified; some whereof we have also taken care to insert in our Ecclesiastical History” – т.е. "В этом монастыре произошло множество знамений, которые были подвержены записи многими из тех, кто видел их, - те, что память могла бы сохранить, и научали последующие поколения; некоторые из которых мы также озаботились вставить в "Церковную Историю”. Совершенно очевидно, что монастырь в Беркингаме привлекал внимание средневековых хронистов, и не раз. Речь в данном случае, видимо, идет об аномальной геолокации. Однако нас интересует вовсе не уфологический аспект проблемы, а ее отражение в хрониках того периода.

    Не отступая от своих слов, Беда приводит еще несколько примеров сверхъестественных явлений в данном монастыре, рассказывая в 8-й главе за 676 год о трехлетнем мальчике по имени Эзика (Esica), который, умирая от поветрия, на последнем издыхании назвал имя послушницы, должной последовать за ним на небеса. Пророчество исполнилось. В той же главе историк повествует о монахине, что рассказала будто видела дом, полный света, по сравнению с которым огонек свечи – тьма; и ранее преставившегося божьего человека, пришедшего к ней и сообщившего о том, что она умрет на рассвете. Так и случилось.

    Также из 9-й главы мы узнаем, что одна из сестер по имени Тортгит (Tortgith), много лет прожившая в стенах монастыря, увидев однажды ярко светящиеся фигуры, предсказала свою смерть и смерть настоятельницы Этельберги. Из 10-й – о слепой женщине, силой молитвы обретшей на монастырском кладбище зрение. И прочее, и прочее.

    Иными словами, монастырь в Беркингаме представлял, судя по уделенному месту в хронике, немалую важность для историка. Однако не просто историка или хрониста, а историка церкви. А это говорит о многом. Именно этот момент во многом объясняет невозмутимое отношение к сверхъестественному Беды Достопочтенного, указывающее не на, как говорилось выше, некоторую синкретичность религиозного сознания автора, а на необходимость догматизации определенных событий с целью, как писал сам Беда, "научать последующие поколения”. Нестабильное отношение к христианской вере в Раннее Средневековье требовало наглядного подтверждения существования Бога. События в Беркингаме, описанные Бедой, реальные или вымышленные – не важно в данном случае, являлись косвенными тому доказательствами.

    И, очевидно, в хрониках того времени подобное отношение к аномальным событиям доминировало далеко не всегда. Чем объяснить это: традиционной скупостью записи, либо простым нежеланием фокусировать внимание на подобного рода явлениях? Ответ подыскать трудно. Но мы все же попробуем это сделать:

    Для начала мы обратимся к трактату "CONTINUATIO BEDAE” – "Продолжателя Беды” - анналам, охватывающим годы с 731 по 736. Годовые записи о 731-734 гг. встречаются уже в ранней рукописи хрониста, остальные анналы - лишь в манускриптах 12, 14 и 15 веков, и время их возникновения неизвестно. Весьма возможно, что к работе над ними привлекались нортумбрийские хроники 8 века[6].

    В 733 год 14 августа в третьем часу дня случилось солнечное затмение, так что весь солнечный диск казался покрытым, так сказать, совершенно черным наводящим ужас щитом.

    В 734 год 31 января луна во время пения петухов целый час была покрыта красным цветом, после последующего затемнения ей вернулся ее обычный свет[7].[Видимо, речь идет о лунном затмении]

    Здесь мы читаем описание астрономических явлений, которые, возможно и не принимались наблюдателем того времени за сверхъестественные, но, по крайней мере, производили эффект таковых..

    Вот и еще один фрагмент, подтверждающий данную мысль:

    В 753 год, в пятом году короля Эадберта[8], случилось 13 января солнечное затмение, немного позднее в том же году и месяце, а именно 24 января, затмилась луна, и была покрыта наводящим ужас совершенно черным щитом, так же, как и солнце немногим ранее[9]. 

    Равным образом "ANNALES CAMBRIAE” – "Анналы Камбрии” - а именно т.н. манускрипт Харлея, повествуют об астрономически обусловленных явлениях:

    650. Восход звезды.[Видимо, речь идет о комете]

    676. Звезда дивной яркости сияла на весь мир. 

    689. В Британии дождь превратился в кровь, и в Ирландии молоко и масло превратились в кровь.[Видимо, речь идет об избытке железа в дождевой воде, а как следствие – в почве и растениях]

    714. Ночь была светла как день…[10] [Видимо, речь идет о метеорном потоке]

    Кстати, только более поздние копии "Анналов…” указывают на 810 и 831 гг. как годы, когда происходили лунные затмения, на 896 – "Хлеб не уродился в Ирландии. Подобные кротам с двумя зубами вредители попадали из воздуха и пожрали все вокруг; от них избавились молитвой и постом” [Видимо, речь идет об "эффекте лягушек”], а на 447 – "Дни темны как ночь”.[Видимо, речь идет о солнечном затмении или сернистых облаках]

    Еще более интересные детали раскрывает нам "Англосаксонская хроника”[11]:

    678. В августе появилась звезда, называемая кометой; три месяца она появлялась каждое утро и похожа была на солнечный луч…

    679. …Колудесбург был сожжен огнем Божьим [Видимо, речь идет о метеорном потоке или метеорите].

    685. …Тогда в Британии пролился кровавый дождь, и молоко с маслом обратились в кровь. [Видимо, речь идет об избытке железа в дождевой воде, а как следствие – в почве и растениях]

    729. Появились две кометы…

    734. Луна как будто наполнилась кровью… [Видимо, речь идет о солнечном затмении]

    Нельзя не заметить, что в вышеупомянутых "Анналах Камбрии” мы находим интересное сходство с "Англосаксонскими хрониками”. Так, например, практически совпадают описания событий 676 ("АК”) и 678 ("АСХ”) гг., 689 ("АК”) и 685 ("АСХ”) гг. Чем же обусловлено хронологическое несоответствие описываемых событий? Поскольку, "Англосаксонская хроника” представляет из себя хронологический компендиум разнообразных источников: устные предания, хроники Мерсии и Уэссекса, и даже "Церковная История” Беды Достопочтенного; то оснований доверять ей у нас меньше, чем более-менее целостным "Анналам…”. Однако, с другой стороны, "Хроника…” удивительным образом пересекается с "CONTINUATIO BEDAE” на описании лунного затмения 734 г., лишь менее точно характеризуя явление. В-третьих же "История” Беды, повествуя о событиях в Беркингаме в 676 г., возможно, перекликается с заметкой в "Анналах Камбрии” также за 676 г. о появлении яркой звезды. А это, как уже говорилось выше, ведет нас к "Англосаксонской Хронике”. Иными словами, создается впечатление, что несмотря на языковые и хронологические препятствия, в английских хрониках 7-8 вв. можно отчетливо увидеть сходные события. Упоминания в столь разных источниках не может не свидетельствовать в пользу их наличия в исторической реальности. Весь вопрос в том - как их истолковывать. Пойти ли по пути Беды; или скептически оценить их, руководствуясь сугубо теориями астрофизики; принять ли гипотезы уфологов? Выбирать ученым. Пока могу лишь заметить, что начало подобному исследованию я попытался положить, сравнив вышеупомянутые источники в сфере сформулированной проблематики.

    Шкаев Д. Г. Проблема упоминания аномальных и квазианомальных явлений 7-8 вв. в английских хрониках раннего средневековья (5-10 вв.)

    http://www.humanities.edu.ru/db/msg/57949


    Категория: Чужие статьи | Добавил: Радуга (15.03.2011)
    Просмотров: 548 | Теги: история астрологии | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2017